Как не сгореть под лучами сотрудников-звёзд
Почти в каждой компании есть выдающиеся по своим талантам и заслугам сотрудники. Обычно, руководители смотрят на таких людей с большой надеждой. Обычно, о таких сотрудниках мечтают и за ними охотятся. И обычно, они приносят огромную пользу для своих компаний. Таких людей, совершенно заслуженно, считают ЗВЁЗДАМИ.
ЗВЕЗДА — это сотрудник любого поста, который делает свою работу намного лучше остальных, на несколько уровней лучше. Например, есть у вас 20 каменщиков, но только один из них специалист экстра-класса. Только он может всего за пол дня выполнить дневную норму при наличии высочайшего качество. Или, например, у вас есть продавец за прилавком, после чьей смены выручка минимум в 2-3 раза больше, чем у других продавцов. Его любят покупатели, он с ними великолепно общается и, в результате, продает намного больше товара. Или, у вас работает снабженец, который может достать всё, что угодно. Что ни поручишь ему, все находит очень быстро. И у вас даже принято говорить: «Есть какая-то проблема? Иди к Степанычу, он решит!» Или у вас есть маркетолог, который так круто организовал рекламную компанию, что вы не успеваете обрабатывать входящие заявки. Всё это — примеры звездных сотрудников. Таких людей очень хочется похвалить, сказать им: «Ты наша ЗВЕЗДА! Мы рады, что ты с нами!»
Ценность сотрудника — звезды эффективно решающего любые проблемы, очень хорошо ощущается, когда он (она) покидают компанию. Когда такие люди уходят, к примеру, на другое предприятие, у вас дела могут начать идти хуже. Представьте, что ваш бухгалтер очень хорошо работал, и у вас никогда с бухгалтерией не было никаких проблем. Но тут он переезжает в другой город и в связи с этим увольняется. Вы нанимаете другого главбуха, и почему-то начинают приходить штрафы за несвоевременно сданную отчетность. То один отчет не успели сдать, то другой. В добавок ко всему, вы теперь долго не можете получить от нового бухгалтера нужную вам для анализа финансовую информацию. Он просто ничего не успевает, все запутывает и тормозит. Раньше ваш главбух помогал другим вашим бухгалтерам, хорошо их контролировал, а теперь, о, ужас, в бухгалтерии «поселился» бардак. И вы теперь с грустью вспоминаете вашего бывшего звездного сотрудника, при котором там был абсолютный порядок. В сравнении люди очень хорошо познаются. В сравнении вы сразу видите, кто из сотрудников вытаскивает вас наверх, а кто затягивает вниз.
Сотрудник ЗВЕЗДА — это самый выдающийся сотрудник в закрепленной за ней области ответственности. Звезде ничего не надо слишком долго объяснять. Звезда и без напоминаний выполняет необходимую работу ещё до того, как вы соберётесь её озадачить. Звезда очень активна и плодотворна. Звезда — это тот человек, который справляется с работой лучше всех! Одно удовольствие работать с такими людьми, правда?
В бизнесе совершенно оправдан девиз: «Опора на звёзд!». Но в работе с ними есть и некоторые сложности, поскольку звезды — не только блестящий, но одновременно и капризный материал.
ЗВЕЗДА, если обратиться к происхождению этого слова — это «сияние, свет, блеск, сверкание». Сотрудники-звезды реально сияют и сверкают во всех смыслах. Но сверкающие не по-детски сотрудники требуют очень осторожного обращения. В работе с ними особенно тщательно надо соблюдать «технику безопасности». Не будешь осторожным, и они запросто могут тебя обжечь или даже «спалить дотла».
Для того, чтобы звезду нанять и ею управлять, руководителю нужно обладать недюжинной силой, волей, терпением и даже элементарной смелостью. Важно знать и необходимо соблюдать некоторые правила обращения с такими людьми. Если уж вы наняли себе реально звездного специалиста, тогда научитесь с ним правильно обращаться. Желательно знать, что он любит, чтобы лучше его понимать и на основе этого легко находить с ним общий язык.
Вот, к примеру, некоторые из любимых «игрушек» звездных сотрудников.
ЗВЕЗДЫ очень любят, когда их уважают.
Я говорю здесь о правильных уважительных манерах общения. Это, в принципе, любой человек любит, но значимые сотрудники особенно. У выдающегося сотрудника не только интеллект, но и все его восприятия несколько обострены. Такой человек все очень хорошо чувствует и понимает. Если систематически не будешь проявлять к нему уважение — жди от него проблем, например, увольнения самого ценного человека в компании
ЗВЕЗДЫ обостренно любят справедливость.
Справедливость — это когда обмен не нарушается. Нарушение договоренностей, недоплаты, не сдерживание своего слова — это, с точки зрения звезд, вопиющая несправедливость. Когда нарушается равноценный (заявленный) обмен, тогда исчезает равновесие в отношениях. Чем больше звездный человек отдал, тем больше он хочет в ответ получить. И дело здесь, не только в деньгах. Здесь, даже более важным является душевное ощущение ситуации, ощущение баланса человеческих вкладов каждой из сторон. Если такой баланс нарушается — непонимание со стороны звезды обеспечено.
ЗВЕЗДЫ хотят много денег.
Можно ли их в этом упрекнуть? Нет. Это нормальное желание. Им, как и любому способному человеку хочется много зарабатывать. Когда они выбирают вашу компанию среди многих других предприятий, они обязательно смотрят на то, возможно ли у вас хорошо заработать. Если такой возможности нет, то они, скорее всего, обойдут вашу компанию стороной.
ЗВЕЗДАМ очень важна нематериальная мотивация и прежде всего они любят внимание.
В нематериальной мотивации важнейшими моментами для них будут внимание руководителей и возможность решения интересных амбициозных задач.
Сотрудник-звезда всегда смотрит на то, сколько единиц внимания вы ему отдали. Пусть не ежеминутно, пусть не беспрерывно, но он обязательно хочет получить весомую порцию внимания руководителя. Поэтому, если у вас поселилась звезда, то не забывайте с ней общаться. А уж если она (он) сделали что-то очень достойное, не скупитесь на похвалу. Заслуженная похвала возвернется вам многократной отдачей. Если вы слишком долго не будете замечать достижения, звезда обидится. А обиженная звезда — плохой союзник.
Сотрудник-звезда всегда и с большим удовольствием возьмется за какой-нибудь значимый и трудный проект. Во-первых, они любят насыщенную жизнь изобилующую испытаниями, во-вторых, таким людям подобные испытания по плечу. Обычно звездных специалистов и нанимают именно для того, чтобы справиться с какой-то существенной проблемой, например, чтобы вывести производство на новый уровень или, к примеру, в разы поднять узнаваемость или доход компании. Эти люди по духу своему игроки. И если вы ставите им серьезную цель, они могут с удовольствием подхватить созданную вами игру.
ЗВЕЗДЫ обожают учиться.
Если вы поощрите сотрудника-звезду обучением, он (она) останутся довольными. Такие люди и сами постоянно учатся, и многие из них даже вкладывают собственные деньги в свое обучение. Полезное обучение для подобных людей — большая ценность. И если для вас оно тоже имеет значение, тогда ваши ценности совпадают, а значит, находить общий язык со звездой будет проще.
ЗВЕЗДЫ любят делать то, что им нравится.
Заниматься интересующим их делом, профессией — это именно то, что им нужно. У сотрудника-звезды обычно есть какая-то своя ниша, своя специализация, в которой он (она) чувствует себя великолепно. Иногда, некоторые руководители допускают страшную ошибку пытаясь заставить звезду работать в неинтересной для этого человека области деятельности. Например, из классного рядового специалиста, пытаются сделать руководителя. Это не всегда получается. В итоге вы можете потерять отличного рядового работника, так и не создав соответствующего вашим задачам начальника. Из собственного опыта знаю, что ваш сотрудник-звезда далеко не всегда сможет стать руководителем-звездой.
ЗВЕЗДЫ любят помогать.
Люди очень хотят, чтобы их использовали, чтобы они были нужны. И звезды тут не исключение. Они очень ревностно относятся к выполнению своей работы.
Сама суть ревности в том, что человек не хочет, чтобы вам в каком-то конкретном вопросе помогал кто-либо вместо него. Если уж вы доверили сотруднику-звезде какой-то участок работы, какую-то область деятельности, тогда дайте ему возможность самому делать это и дайте ему возможность завершать свою работу. Если вам понадобится вмешаться, чтобы внести в проект обоснованные корректировки, то об этом с исполнителем-звездой всегда можно договориться. Но если вы попытаетесь такому человеку «изменить», например, без объяснений отобрать у него проект, которым он занят, тогда вы гарантированно прочувствуете на собственной шкуре, что такое настоящая и беспощадная ревность очень способного человека.
ЗВЕЗДЫ любят «движуху».
В тихой луже им будет неинтересно. Вот там, где всё движется, там, где идет создание, там интересно. Там, где «движуха», там всегда весело, там жизнь, и туда, между прочим, вслед за вниманием людей, бегут и деньги. ЗВЕЗДЫ любят те места, где активно и весело, но не только из-за того, что там скапливаются деньги. В таких местах полно и других видов энергии. Энергия новых людей, интересных возможностей и свежих гениальных идей всегда притягивала, и будет притягивать звезд.
Хочу предостеречь руководителей от одной часто встречающейся ошибки — звезды не всегда бывают реальные.
Достаточно часто в компаниях орудуют мнимые звезды. Звезда должна не только сверкать и блестеть, но и греть. Вспомните, как работает звезда по имени Солнце. Она не только сверкает, но и реально греет, вырабатывает и отдает нам что-то полезное. Среди людей есть полезные звезды, но есть и звезды-пустышки, «имитаторы бурной деятельности». Они в основном не отдают, а лишь забирают внимание, деньги и время. А на выходе, их личный КПД почти равен нулю. Например, работает в компании какая-нибудь сотрудница, которая создает чересчур много движения, во всем проявляет активность, но реальной пользы от её деятельности никакой. «Пыль в глаза» и шелест её платья заполонили все помещения, но статистики подразделения почему-то от этого не выросли. Встречали таких? Или, например, сидит в большом кабинете очень серьезный дяденька, который важно раздувает щеки, степенно говорит, забирая на себя очень много внимания, а толку от него никакого. Только «дымит» и ни фига не греет.
Реальные ЗВЕЗДЫ все-таки греют. Реальные звезды горят, а не «дымят».
Конечно же, звезд надо аккуратно выбирать, чтобы не ошибиться. Ошибки в бизнесе стоят дорого. Но, несмотря на возможность ошибки, звезд своего дела все-таки надо постоянно искать и привлекать к работе в своей компании. Ведь всегда лучше усилить свой бизнес, чем оставлять его в прежнем, пусть даже и в достаточно благополучном состоянии. Всегда лучше заранее позаботиться о своей скамейке запасных. Звезды ведь тоже не вечны, иногда и они угасают. Бывает же, что некоторые звезды, например, могут начать зазнаваться, могут стать неуправляемыми и даже могут бросить вас по каким-то только им ведомым причинам. А иногда случается так, что звезда вам нужна лишь на определенном этапе развития вашей компании, а на следующий этап развития вам понадобится уже совершенно другой специалист. Жизнь меняется, ничто не стоит на месте и их естественная убыль неизбежна. Поэтому альтернативы постоянному поиску сотрудников-звезд просто нет.
И еще одно — не стоит руководителям думать, что ВЫ в своих компаниях единственные и неповторимые звезды на все времена. Да, вы реальные звезды — это бесспорно. Но, пожалуйста, не оставайтесь в гордом одиночестве, берите себе в союзники и других классных людей. Желаю вам, чтобы все ваши сотрудники были или стали самыми настоящими звездами, звездами в самом лучшем смысле этого слова!
С уважением, Олег Сгонников,
основатель Консалтинговой группы Бизнес-школа Капитал.