Методы профилактики дебиторской задолженности
Вся наша жизнь состоит из кредитов, которые мы берем и выплачиваем.
Пользуетесь вы дома электричеством, водой, интернетом, сотовой связью? Наверное, как и любой человек цивилизации — пользуетесь.
Мало кто задумывается, что это тоже своего рода кредиты, которые мы выплачиваем ежемесячно, то есть сначала пользуемся — оплачиваем потом. Согласны?
Нам в целом, удобно так жить, потому что мы так привыкли. Так и в бизнесе, некоторые предприниматели привыкают работать в кредит, брать сначала — отдавать потом, а кто-то соглашается на такую схему работы и очень часто это приводит к печальным последствиям.
В этой статье мы рассмотрим методы, которые помогут сохранить финансовую стабильность бизнеса и Ваше моральное спокойствие.
Дебиторская задолженность — это сумма долгов, которая причитается предприятию, которое поставляет контрагентам товары или услуги в кредит.
Существует специфичный бизнес, которому сложно работать иначе, но и для такого бизнеса есть своего рода “страховка” от недобросовестных контрагентов.
Метод №1
Возьмите себе за правило очень тщательно проверять контрагента.
Задаетесь ли Вы такими вопросами, когда решаете предоставить контрагенту товары или услуги в кредит:
— Каков их объем реальной выручки?
— Каков размер их реальной точки безубыточности?
— Какова их реальная кредитная нагрузка?
— С какой частотой к ним поступают оплаты от клиентов?
Нет? А почему?
Если уж вы решили отгружать предприятию в долг, тогда стоит очень откровенно пообщаться с контрагентом на предмет их реального финансового состояния. Не бойтесь «неудобных вопросов».
Нужно знать внутреннее устройство контрагента, жизнь, стратегию, философию взаимоотношений с людьми, внутреннюю атмосферу в коллективе и прочие детали.
Мы планируем доверить этим людям какую-то нашу ценность, и мы имеем полное моральное право получить от них любую интересующую нас информацию.
Своего «будущего потенциального должника» нужно подвергнуть жесткой юридической и финансовой экспертизе.
Главная цель юридической проверки — понять, использует ли это предприятие слишком рискованные методы работы.
Предпринимательская деятельность — это всегда риск.
Но есть люди совсем «безбашенные», живущие как будто бы в полном отрыве от реальности, а есть люди, которые утаивают информацию. Таких стоит опасаться.
Ответственность за стабильную работу предприятия важный элемент в системе управления (подробнее прочитать можно в нашем Блоге), поэтому стоит внимательно относиться к клиентам, для обеспечения не только высокого сервиса, но и для личного спокойствия.
Метод №2
Создайте в своей компании систему профилактики просроченных долгов.
Есть люди, которым пока не напомнишь — не оплатят. И среди ваших клиентов могут быть такие, об этом стоит помнить.
Как часто ваши менеджеры общаются с должниками?
Вот почему это важно и вот какие преимущества это дает:
- Постоянный, но ненавязчивый контроль контрагента
- Внимание к клиенту
- Контроль финансовых потоков
- Уверенность в завтрашнем дне
Находясь в постоянном общении с вашими должниками, даже, если они выплачивают задолженности согласно утвержденного вами графика, вы можете узнать как у них идут дела, а значит продавать снова и снова.
А также существует возможность понять для себя хотите ли вы продолжать с ними сотрудничать.
Создайте в своей компании отдельное подразделение (группу), которое будет работать с должниками.
Либо поручите эту работу отдельному сотруднику.
Пусть он хотя бы часть своего рабочего времени, хотя бы пару часов в день (в неделю) занимается только общением с должниками:
— Как дела?
— Все ли в порядке?
— Как продвигается их работа
— Запланирован ли очередной платеж в нашу сторону
— Какую сумму и когда именно планируется отправить
— Кому сказать спасибо за то, что платеж уйдет вовремя
Нужно осуществлять вежливый, но очень жесткий контроль любых своих денежных средств, на протяжении всего того времени, пока они находятся не у Вас.
Метод №3
Постепенно добивайтесь увеличения доли предоплаты.
Например:
- добавить в условия договора 20% предоплаты, чтобы наверняка заказ был реализован. Дать подтверждение контрагенту почему вообще нужна предоплата:
а) это дает Вам гарантию и гарантию контрагену, что предоставят услуги/ товары в срок
б) заказ для поставки товаров (что вам нужно заказать определенный объем к конкретному времени)
- Раньше вы отгружали продукцию с 50% предоплаты, а теперь договоритесь на 60% предоплаты. Прибавка незначительная, но точно не повредит
Постепенно старайтесь перевести контрагентов на 100%-ую предоплату.
Делайте, например, хорошую скидку тем, кто делает предоплату, или тем, у кого доля предоплаты больше.
Примите такую идею – когда у вас будет чётко различимая выстроенная СИСТЕМА РАБОТЫ с должниками, тогда у вас будет больше шансов не получать просроченную дебиторку, и даже справиться с ней, если она вдруг возникла.
С выстроенной четкой системой работы вы будете находиться в большей финансовой безопасности.
Особая рекомендация: никогда не забывайте хвалить своего контрагента за каждый своевременно отправленный вам платеж.
Спасибо за внимание! Другие статьи можно прочитать в нашем Блоге.
С уважением, Олег Сгонников,
основатель Консалтинговой группы Бизнес-школа Капитал.